Диета для террористов

Без рубрики 0 Comment 39
Тревожное Рождество

…Чуда не произошло. Эта новость облетела католический мир в середине декабря. Считается, что трижды в год: в мае, в сентябре и 16 декабря на реликвиях св. Януария происходит чудо разжижения засохшей жидкости, которая считается кровью святого. В XX веке чудо не происходило трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия и в 1980 году — перед сильным землетрясением. Поэтому у верующих возникли опасения насчет будущих катаклизмов.

Беда не заставила себя долго ждать — через три дня террорист на грузовике атаковал людей, собравшихся на Рождественскую ярмарку в Берлине. Немецкие власти приняли меры предосторожности, огородив рождественские ярмарки бетонными блоками. В Риме запретили въезд грузовиков в центр города. Правоохранительные органы стран ЕС усилили меры безопасности.


Складывается ощущение, что, делая черное дело, террористы, в шахматной терминологии, «играют белыми», то есть делают первый ход, а европейские власти вынуждены разыгрывать оборонительную партию.


Отдав инициативу противнику, выиграть партию довольно сложно. Тем более что террористы успели адаптироваться к реалиям информационной эпохи, а их противники пока что недостаточно внимания уделяют работе с массмедиа.

Три поколения террористов

Условно терроризм можно разделить на три поколения.

1. Насилие в отношение официальных лиц — когда убивают послов, царей, государственных деятелей с целью воздействия на политические решения. Яркий пример — убийство эрцгерцога Фердинанда, давшее повод к началу Первой мировой войны.

СМИ в деятельности террористов этого поколения играют незначительную роль — максимум, они могли разбросать прокламации или расклеить листовки. Убийца российского посла, на первый взгляд, принадлежит к террористам этого поколения, но выбор времени и места совершения убийства говорит о том, что основным мотивом турецкого террориста был медийный резонанс.

2. Насилие в отношении определенных групп населения с целью влияния на лиц, принимающих политические решения. Если террористы первого поколения просто убивали царя, градоначальника или посла, то террористы второго поколения брали заложников или совершали иные действия, чтобы заставить политиков принять нужное террористам решение. Яркий пример — захват террористами олимпийской сборной Израиля в Мюнхене.

Для террористов этого поколения контакт со СМИ уже более важен, так как благодаря медиа они коммуницируют с представителями власти.

3. Насилие в отношении случайных лиц с целью опосредованного воздействия на общественность через СМИ и провоцирования властей на зачастую поспешные и непродуманные меры во избежание негативной реакции общественности. По мере усиления СМИ и влияния общественности на принятие политических решений, террористы стали устраивать акты насилия без конкретных требований к властям.


Таким образом, для террористов этого поколения ведущим мотивом можно назвать влияние на общественность, а не давление на политиков.


Политики, испытывая своего рода чувство вины перед общественностью за непредотвращенный теракт, реагируют усилением мер безопасности.

«Не стреляй, мы не в прайм-тайме!»

Итак, в современном мире оружие террористов — это не только автоматы и взрывчатка. Теракт — это акт насилия с ярко выраженным шокирующим эффектом, который распространяется благодаря СМИ.

Роль СМИ в деятельности террористов исследователь Дж.Белл ёмко выразил такой фразой: «Абдул, не стреляй! Мы не в прайм-тайме!»

Для анализа коммуникативных стратегий террористов стоит взять наиболее простую коммуникативную модель Д.Берло: источник — сообщение — канал — получатель.

Источник — террористы, как одиночки, так и организованные группы.

Сообщение — то, что террористы передают получателю.

Террористы в большинстве случаев передают информацию следующего рода:

— Идеологические, религиозные и политические мотивы терактов.
— Слабость властей в предупреждении терактов и наказании виновных.

Канал — средства массовой информации, социальные сети и так далее.

Получатель — власти, общественность в широком смысле слова, конкретные категории граждан, среди которых могут быть и потенциальные пособники террористов, обращаемые в результате получения сообщений. Тут можно вспомнить случай дистанционной вербовки бывшей студентки философского факультета МГУ Варвары Карауловой.

Какие возможны варианты контртеррористической деятельности в коммуникационной среде?

Самый очевидный вариант — ликвидировать источник силовыми методами, но эта задачу решить довольно трудно.

Лишить террористов канала коммуникации тоже довольно сложно, т.к. даже если полностью заблокировать их аккаунты в соцсетях, все равно в условиях гласности событие теракта разносится СМИ в кратчайшие сроки.

Наиболее перспективным представляется создание информационных «помех», «шума» при передаче сигнала, чтобы сообщение террористов доходило до адресата в ином, измененном ключе, отличающемся от того, каким его задумывали отправители-террористы.

Памятка для СМИ и пользователей интернета

Современный человек перекормлен информацией. Потребитель новостного контента реагирует только на разрыв шаблона. Поэтому, например, информация о теракте в Европе или США больше цепляет потребителя, чем информация об аналогичных происшествиях где-нибудь в Афганистане или Сирии.

Вполне вероятно, что, когда потребитель привыкнет к тому, что взрывают и убивают не только на Ближнем Востоке, но и в Западной Европе, террористы начнут искать другие возможности как шокировать общественность и привлечь внимание СМИ.


Поэтому кроме экономических и силовых методов борьбы с терроризмом необходимо коренное изменение работы СМИ.


Во-первых, в СМИ следует указывать и на экономические причины терактов, разбавляя «романтический ореол», который может сложиться вокруг террористов у некоторых неокрепших умов.

Во-вторых, СМИ следует больше информировать о случаях предотвращения терактов и выявленных террористических ячейках. Тем самым донося до общественности информацию о том, что властям чаще удается предотвратить теракт, чем террористам — его совершить. В результате общественное недовольство не будет вынуждать власти к не всегда продуманным мерам.

В-третьих, СМИ следует по возможности морить террористов информационным голодом, даже в ущерб рейтингу и Его Величеству Траффику.

Поскольку в эпоху Web 2.0. каждый пользователь интернета в какой-то мере выполняет и роль СМИ (хотя бы для своих друзей и подписчиков в соцсетях), о мерах информационного противодействия террористам надо подумать и простым пользователям интернета. Поэтому прежде чем ставить «лайк» и «репост» сообщению об очередной трагедии, стоит лишний раз подумать о том, какой это вызовет эффект.

Back to Top