О раскачивании Казахстана и продолжении распада постсоветских республик

Без рубрики 0 Comment 42

e12f68af-6a53-45c8-bdfe-3e1c15b97f4e

Иван Лизан

Причины, по которым в Казахстане растёт протестно-майданная активность и ширится террористическая угроза не в том, что когда-то кто-тот передал русский Актюбинск в РК и его назвали Актобе. И даже не в том, что в РК проходит казахизация, а в ряде регионов ещё и активная исламизация.

Причина казахстанских бед даже не в родах и жузах — т.е. не до конца разложившемся родоплеменном устройстве — в конце концов, с ним живут многие страны.

Дело в том, что Казахстан и Россия подходят к тому же этапу развития своей государственности, который прошла Украина.

Распад постсоветского пространства не закончился, он лишь приостановился на время высоких цен на нефть — дорогое сырье позволило замедлить процесс разложения государственности, выступило консервантом, ингибитором, но не устранило фундаментальных противоречий в постсоветских обществах.

Итак, с 1991 года неспокойно было в следующих республиках:

1. Азербайджан и Армения — война за Нагорный Карабах;

2. Грузия — война с Южной Осетией и Абхазией в 90-х и рецидив в 2008 году. Цветная революция в 2003 году;

3. Киргизия — цветная революция в 2005 году и контрреволюция в 2010 году, две резни в Оше;

4. Литва, Латвия, Эстония — подавление русского населения интеграция в ЕС и НАТО;

5. Молдова — гражданская война в 90-х, курс на ликвидацию государственности путём вхождения в Румынию и возникновение ПМР;

6. Таджикистан — гражданская война в 90-х;

7. Украина — две цветных революции — потеря Крыма — гражданская война между русским и некогда русским населением — утрата Донбасса;

8. Российская Федерация — переворот 1993 года, две чеченских войны, стабилизация благодаря притоку нефтедолларов.

Относительно спокойно было в:

1. Туркменистане и Узбекистане — жесткий полицейский режим и подавление как системной, так и несистемной оппозиции;

2. Казахстане — сбалансированная внешняя и внутренняя политики, а также приток нефтедолларов на фоне Жанаозена — бунта элит углеводородного запада страны.

Без происшествий было лишь в Беларуси, где не было приватизации, и масштабных социально-политических потрясений.

Причина спокойствия в РБ — сохранённая политэкономическая модель, отсутствие олигархии как класса владеющего целыми отраслями промышленности, отказ от проведения людоедских неолиберальных реформ и сохранение промышленности. Сохранилась промышленность — сохранились и блага, которые получало население, т.е. привычный соцпакет остался неизменным.

В годы экономического роста народ согласен терпеть кого угодно, хоть и дьявола в кресле президента или чертей в министерских креслах, ведь денег становится больше, а жизнь, несмотря на все украинизации/казахизации становится лучше.

Однако как только рост замедляется/останавливается и начинается спад — жди бунтов из-за того, что у людей отчасти возникли завышенные ожидания от постсоветской экономической модели, а отчасти сохранилась память о том, как жилось в СССР.

Таким образом, замедление экономического роста вновь актуализирует проблему несправедливости устройства постсоветских обществ и государств.

Несправедливость — в неравномерном распределении благ. И реагируют на неё массы по-разному: «красный пояс» России требует национализации и голосует за коммунистов, либеральная Москва желает повторения 90-х с приватизацией (они тоже недовольны — досталось или мало, или не всем), националистический Киев идёт на майдан и запускает гражданскую войну, а в Казахстане предпринимают робкие попытки сбросить Назарбаева.

И даже исламизация — это ответная реакция на несправедливость в обществе. За 25 лет ни одно постсоветское государство не создало никакой внятной идеологии развития не только для себя, но и своих соседей. В РФ отсутствие национальной идеи маскируется патриотизмом, Украина — мутировала, Туркменистан ушёл в изоляцию, в Узбекистане — давят всё, что можно.

Реально же постсоветская государственность — это приватизированные республики СССР. РФ — приватизированная РСФСР, которая отказывается от своей геополитической роли в обмен на получение ярлыка от Вашингтона на экономическую эксплуатацию недр и советского наследия в интересах ограниченного круга лиц. Просто пока было много денег с народом делились, а теперь желают хорошего настроения.

Теперь же, когда советское наследие проедено, ни одна проблема в обществе не решена, страны деиндустриализованы, новых экономик не построено, идей развития не создано, а деньги — тот самый консервант — заканчиваются, постсоветское пространство ждёт очередная волна государственных переворотов.

И качать будет Российскую Федерацию и Казахстан, так как у них одинаковые модели экономики и даже системы власти похожи — президенты-лидеры, ставшие арбитрами между различными кланами, двухпалатные парламенты, бессменные партии власти у руля.

Пока Назарбаев жив — Казахстан будет стоять, но в нем будут нарастать центробежные процессы и расти недовольство элит распределением власти, дающей доступ к распределению денег. Нефть — на Западе, власть — на Севере. Но как только Назарбаев даст слабину или покинет свой пост — страну разорвут на части.

Спасением от исламизма, протестов и распада может стать только создание более справедливой модели распределения денег внутри страны, пресечение порочной практики офшорного капитализма, сращивание власти и бизнеса. В общем, необходим отказ о того фундамента, на котором вообще зиждется Казахстан и его соседи по СНГ.

Понятно, что никто на это не пойдёт: не для того приватизировали КазССР чтобы теперь отказываться от денег и власти. И не для того приватизировали РСФСР чтобы строить социализм.

Потому, мой прогноз неутешительный: кризисы в РФ и РК, возможное крушение текущих моделей государственности и, если повезёт, переучреждение на качественно новых основах.

Эталоном для переучреждения может стать Беларусь. Она же имеет шансы стать точкой сборки постсоветского пространства в нечто то, что имеет шансы на светлое будущее.

http://islamchuv.ru/news/postussr

Back to Top